Дэвид Кэмпбэл: все эти рассуждения о том, что в интернете никто не читает длинных текстов, в корне ошибочны

Специалист по визуальной журналистики и автор исследования о будущем журналистики Дэвид Кэмпбэл дал интервью DW Akademie. В нём он рассказал о будущем журналистики и объяснил, почему термин «мультимедиа» нужно менять на «визуальное повествование».

Источник: DW Akademie
Редактор: Наталья Карбасова

Почему вы советуете заменить термин “мультимедиа” на “визуальное повествование” (visual storytelling)?

— Мы не хотим давать четкое определение понятию “мультимедиа”, это означало бы ограничение тех явлений, которые этот термин пытается описать. Поэтому, используя термин “визуальное повествование” (visual storytelling), мы говорим о том, что он сейчас наилучшим образом отражает происходящее в СМИ. “Визуальное повествование” не означает выбор определенной платформы или инструментов для подачи журналистского материала. Напротив, речь идет о цели журналистского материала подать информацию визуально.

Все СМИ сегодня и так используют мультимедийный подход. Уже практически не осталось только газет или радиостанций, а те крупные медиаорганизации, которые раньше формально относились к классу газет, сегодня зачастую даже не выпускают печатные продукты. Они присутствуют в интернете, они все стали мультимедийными. Вопрос лишь в том, какие платформы лучше воспринимаются аудиторией и какие инструменты лучше подходят для этих платформ.

Над известным мультимедийным материалом Snowfall от New York Times работало множество людей в течение нескольких месяцев. Это напоминает работу на телевидении. Можно ли говорить о том, что качественная визуальная журналистика – это удел крупных медиаорганизаций? Или, может, она доступна тем СМИ, которые в состоянии заплатить за качественный контент от независимых компаний?

По поводу последнего замечания: мы выяснили, что медиаорганизации как раз не покупают мультимедийные материалу у независимых компаний. 90 процентов материалов создается собственными силами. Snowfall от New York Times – прекрасный пример того, на что способны СМИ. Но вовсе не обязательно создавать материалы в таком объеме и качестве. Уже существует плагин для WordPress Scrollkit, который позволяет делать аналогичные вещи. Конечно, выглядеть это будет не так шикарно, как Snowfall, но эффект будет приблизительно такой же.

Для этого не нужно обладать такими же ресурсами, что и New York Times. Дело в том, что огромное количество просмотров Snowfall может ввести в заблуждение. Не будем забывать, что этот материал активно продвигали в социальных сетях и что многие переходили по ссылке из-за эффекта новизны. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что история сама по себе привлекла столько пользователей.

К тому же, никто не утверждает, что в дальнейшем все визуальные истории должны следовать примеру Snowfall, есть много других возможностей для визуальной подачи материала. Такой формат может подойти для работы над крупными проектами, при наличии соответствующих временных и материальных ресурсов.

К тому же, сам по себе Snowfall не так уж оригинален. Интересны в нем две вещи. Во-первых, прокрутка экрана. Вся информация представлена в виде потока, не нужно щелкать мышью для перехода на новые страницы. Это важно, потому что, согласно исследованиям, каждый раз, когда пользователям нужно щелкнуть мышью для перехода на другую страницу, часть из них уодит с сайта. Поэтому простая прокрутка страницы позволяет удерживать пользователей. На этой идее бесконечной прокрутки основаны новые дизайны сайтов Reuters, NPR и New York Times (с осени). Но для блогеров в этом нет ничего нового! Это же самая обычная лента блога. А вот для новостных организаций, привыкших мыслить в рамках печатной логики, когда контент организован по страницам, эта идея очень даже необычна. Появляется больше пространства на странице, больше минимализма.

Во-вторых, Snowfall использует нетекстовые элементы в подходящих местах. То есть больше нет необходимости делать ссылку на отдельную страницу, куда нужно перейти, чтобы посмотреть видео или послушать интервью. Когда нужно, в текст, прямо посредине вставляется видеоинтервью. Опять же, для блогеров в этом нет ничего нового.

Snowfall – это показатель того, что в 2013 году СМИ наконец-то начинают применять логику интернета в своих продуктах, они приспосабливаются к цифровой эпохе и становятся более доступными для пользователей, использующих совершенно разные мобильные устройства для выхода в интернет. СМИ, наконец, поняли, что люди используют около 2500 типов устройств с немного различающимися характеристиками для выхода на их сайты. Они начинают осознавать важность адаптивного дизайна.

Считаете ли вы платформы для визуальных историй, такие как StoryPlanet, шагом на пути к новым формам подачи материала?

— В принципе, да. В нашем отчете мы упомянули как минимум восемь или девять аналогичных платформ, таких как Klynt и 3Wdoc. Сейчас появляются новые инструменты, с помощью которых любой человек без навыков программирования может создать интересный визуальный материал. Конечно, такой формат подходит не всем. История должна быть глубокой, должна содержать достаточно материала.

Еще один важный момент при таком подходе к подаче материалов: у вас довольно высокие ожидания к аудитории. Вы просите пользователей потратить немало времени на вашу историю. Важно понимать, что пользователи с удовольствием потратят свое время, если история действително захватывающая. Вообще, я считаю, что все эти рассуждения о том, что в интернете все очень поверхностно, что никто не читает длинных текстов, в корне ошибочны. Но если каждая история будет подаваться в таком формате, пользователи должны будут тратить 15 минут или полчаса своего времени на каждый такой материал. Но в газетах-то мы этого не ожидаем! Иногда мы читаем репортажи, а иногда просто просматриваем новости за завтраком. Не думаю, что это поведение сильно отличается в интернете.

Поэтому важный вопрос для визуальных историй заключается в том, какие форматы использовать, чтобы, с одной стороны, дать информацию тем, кто мельком просматривает новости, а, с другой, позволить пользователем, у которых есть время, изучить материал в контексте, во всей его глубине и сложности.

Каково значение мобильных устройств для представления контента в визуальной форме или в форме приложений?

— Нужно всегда думать о том, как история будет выглядеть на мобильном устройстве: как ее можно подать, как можно быстро опубликвать ее в социальных сетях. Здесь начинаются сложности с большими интерактивными историями. Вы ведь не можете опубиковать всю история в социальных сетях, вы публикуете всего лишь ссылку. Но вы можете поделиться 45-секундным видео, например. Поэтому важно понимать, как можно публиковать в соцсетях отдельные фрагменты истории с ссылкой на полный материал. Это такое модульное мышление: вы мыслите в рамках отдельных компонентов, модулей. Все вместе они обогащают ваш материал, и в то же время отдельные части можно “извлечь” и опубликовать в соцсетях.

Что вы думаете по поводу создания контента именно для мобильных устройств? Например, о выборе фотографий или видео, которые лучше смотрятся на маленьком экране?

— Иногда достаточно небольшого абзаца с текстом, который будет содержать всю суть вашей истории. Например, газета Washington Post как-то попыталась перенести однин из больших расследовательских материалов на Blackberry, для этого им понадобилось сделать контент для 46 экранов. Они поняли, что никто не будет просматривать такой материал на мобильном устройстве. Поэтому они поступили иначе. Они создали тизер для Blackberry, где говорилось, что это большой и серьезный материал и пользователи могут посмотреть его полностью на планшете, например.

Ведь, что интересно, мы-то думаем, что все используют смартфоны и планшеты в общественном транспорте. А на самом деле большинство мобильных устройств используются дома. Ведь на работе у людей и так есть компьютеры и ноутбуки. Чем больше люди используют мобильные устройства, тем больше информации они потребляют, тем больше у них стимулов просмотреть интересный материал дома. И на такие материалы они будут тратить больше времени, они будут в них больше погружаться. Такие организации, как Wall Street Journal, утверждают, что их читатели проводят столько же времени за просмотром их приложения на iPad, сколько и за чтением самой газеты. Думаю, в ближайшие пару лет количество времени, потраченного на приложение, значительно увеличится.

Какие модели финансирования визуальной журналистики сейчас существуют?

— Во-первых, важно понимать, что старая модель финансирования уже не работает, поэтому у СМИ сейчас столько проблем. Качественная журналистика никогда не была коммерчески успешна, она финансировалась за счет дохода от рекламы. А сейчас многим непонятно, почему никто не хочет платить именно за журналистику. Исторически сложилось так, что за журналистику и не надо было платить. Это связано с тем, что газеты были для рекламодателей лучшим каналом для распространения информации о товарах среди большого количества людей.

Сейчас тиражи газет падают, причем это началось еще в 50-х годах. Каждый раз с появлением новых технологий, будь то радио или телевидение, тиражи газет сокращались. А появление интернета совершенно изменило подход к рекламе. Так что мы сейчас испытываем не кризис журналистики, а кризис, связанный с продажей рекламы в печатных изданиях. Журналистики как раз переживает лучшие времена, появляется очень много качественного контента.

Проблема в рекламе. Так что вопрос в том, где СМИ искать новые источники финансирования. Частично это будет доход от рекламы, частично – деньги от пользователей за мобильные приложения. Но они платят не за контент, а за опыт взаимодействия с этим контентом (user experience). Конечно, будут и различные формы сотрудничества с другими СМИ.

Не думаю, что все ограничится одной-единственной моделью финансирования. Нужно думать о том, как реклама, подписка, спонсорство, различные транзакции и партнерства помогут СМИ производить качественный контент.

Что вы посоветуете журналистам, которые хотят заниматься визуальными формами повествования?

— Важно понимать, что вы работаете в глобальном цифровом пространстве. Вам нужно будет сотрудничать с другими организациями для производства и распространнеия контента и понимать, где находится ваша аудитория.