Екатерина Евтифьева: Мы в одном шаге от того, чтобы запустить модуль управления медиаданными

Видео-контент — один из самых важных факторов успеха для новостного интернет-проекта. В одном из интервью Галина Тимченко (главный редактор Lenta.ru) сказала, что «тот, кто придумает, как делать видеоновости в интернете, сорвет банк. Он станет флагманом, пионером.»

Вообще, мультимедийный контент требует не просто наличия в редакции фотоаппарата и видеокамеры, он накладывает определённые технические требования, правовые и просто организационные. Решать эти задачи и соблюдать требования можно разными способами. И сегодня мы поговорим о проекте, который запущен в Красноярске, и призван как раз сделать работу с медиаконтентом более структурной.

Мы пообщались с Екатериной Евтифьевой, исполнительным директором ООО «Медиа будущего». Эта компания — разработчик сервиса Barricadi.ru.

Откуда родилась идея такого проекта?

Идея проекта лежала на поверхности. Региональное телевидение на пороге цифровой революции. Стремительное развитие технологий говорит о том, что способ доставки информации – это уже не главное, первостепенное значение приобретает качество и объем контента, который может производить телекомпания. Сегодня сотни региональных телекомпаний покупают и продают свои информационные сюжеты, исходное видео, выезжают на съемки по заданию федеральных телеканалов. Однако эти отношения строятся на «честном слове». Не соблюдаются авторские права, расчеты производятся «вчерную», видео скидывается на FTP-сервера, где оно никак не защищено от несанкционированного использования. Мы создали web-сервис BARRICADI.RU (Баррикады) для решения этих проблем, так как сами с ними столкнулись неоднократно.
Но, мы пошли еще дальше. И разработали для журналистов из медиа-сферы специальное web-приложение BARRINEWS. Оно уже успешно используется в четырех российских телекомпаниях и на одной радиостанции. BARRINEWS позволяет организовать коллективную работу редакции, верстать выпуски программ, считать хронометраж, работать с текстами, готовить вариации скриптов, есть и суфлер для ведущих и много разных фишек для рядового журналиста. Но самая главная наша идея – интегрировать BARRINEWS и BARRICADI. Первый этап уже осуществлен. Сегодня, любой журналист, когда пишет свой текст, может прямо в рабочей программе подгрузить из Баррикад все видео по своей теме, которое снимали журналисты из других городов.
Мы в одном шаге от того, чтобы запустить на базе BARRINEWS модуль управления медиаданными, тогда журналист сможет нажатием одной кнопки посылать в Баррикады на продажу свой сюжет с исходниками, текстами, титрами.

Насколько вообще такая схема купли/продажи эффективна в России?

BARRICADI — это не только сервис купли/продажи контента, это уже профессиональное комьюнити. На сегодняшний день более 40 телекомпаний из 28 регионов России покупают и продают свои информационные сюжеты, документальные фильмы, очерки. На Баррикадах уже выложено 2500 единиц контента, заключено более 1000 сделок на сумму около 1 млн.рублей. И это только за первые полгода существования.
Схема использования проста – заключив всего один раз договор, вы можете продавать и покупать права на использование любых сюжетов, любых телекомпаний, зарегистрированных на Баррикадах. Всеми правовыми аспектами: перечислением гонораров правообладателям, защитой их авторских прав и т.д., занимается администрация сервиса. Вы можете быть твердо уверены в том, что имеете все законные права на использование контента, купленного на Баррикадах. Кроме того, сама покупка контента на Баррикадах — это быстро и удобно. Ваш сюжет могут купить несколько раз, разные телекомпании в разных регионах. И вы заработаете на этом больше, нежели единожды скинете сюжет одной компании на FTP-сервер.
Это своего рода объединенный архив, ведь проблемы в российских регионах похожи, только решаются по-разному. Местные телекомпании должны иметь возможность анализировать и обобщать, на конкретных примерах рассказывать о том, какие способы решения нашли в других регионах, используя профессиональные «исходники» своих коллег. Кроме того, яркие факты, курьезные случаи, уникальные люди, редкие истории есть в каждом регионе. Имея расширенный поиск по объединенному архиву региональных телекомпаний, появляется возможность создания тематических программ и рубрик без дополнительного выезда съемочных групп. Режиссеру монтажа не придется перекрывать сюжет «обоями», т.к. появится выбор из видеокадров, которые уже на эту тему сняли другие телекомпании. Журналист, продюсер, сможет использовать проверенную информацию, быстро связаться с автором и уточнить детали.

Какие самые серьёзные проблемы существуют у проекта (я имею в виду внешние: например, не готова аудитория, не хватает понимания редакторов электронных СМИ и т.п.)?

Сегодня некоторые компании бояться выкладывать свои сюжеты, т.к. не доверяют интернету, хотя тут же заливают их на «Youtube». Некоторым просто лень это делать, а некоторые считают, что средний чек в 500 р. за сюжет — слишком мало.
Пока не все осознали, что вместо бесплатных лайков на «Youtube», телекомпания может заработать на этом сюжете, продав права на его использование коллегам. Да и зачем сюжету лежать в архиве, если его можно дополнительно монетизировать. Безопасность контента обеспечивают Баррикады. Мы стремимся создать закрытое профессиональное сообщество и регистрация будет происходить по приглашению, все наши пользователи — открытые, проверенные люди, под своими именами, ники здесь запрещены.
По поводу цены. Мы рекомендуем на обычные сюжеты стандартную цену в 500 р., но если сюжет отличается чем-то особенным, например, эксклюзивными съемками, то компания-правообладатель вправе установить на него свою стоимость. Такие примеры были, цена за сюжет поднималась и до 3000 р.
У нас появились очень активные пользователи, которые за месяц зарабатывают по 30 -40 т.р., получая дополнительный доход на уже готовых новостных сюжетах.

Что в планах? Какие новые функции/сервисы вы готовите? Планируете ли работать с текстовыми материалами?

В этом году мы планируем ввести премию непосредственным создателям сюжетов. Это будет наше ноу-хау. До этого только телекомпания-правообладатель зарабатывала на контенте. Мы считаем, что авторы материала тоже имеют право на дополнительный бонус. Безусловно, здесь много юридических аспектов, но сейчас мы как раз занимаемся разработкой правовой базы для того, чтобы авторы могли получать реальные деньги.

5. Как вы считаете, платный доступ к контенту — это выход для электронных медиа? Насколько такие вещи, на ваш взгляд, будут эффективны в нашей стране?

Безусловно — выход! Все это дает возможность телекомпаниям получать дополнительный доход, а самое главное, увеличить наполняемость эфира на основе видео из других городов России. Например, на один выпуск «Новостей городов» телекомпания «Афонтово» (Красноярск) пользуясь сервисом Баррикады, тратит порядка 3000 рублей!, а подготовка стандартного выпуска «Новостей» со всеми трудозатратами и использованием ресурсов обходится в 30-40 т.р. Этот вопрос очень важен для региональных телекомпаний, которые только восстанавливаются после кризиса, что отражается на всем производственном цикле. Проблемы с кадрами, экономия на производстве собственного контента, дефицит технического оснащения – все это заставляет нервничать, особенно при скором переходе на цифровое вещание.