Фёдор Сумкин (librarium.fr): «сегодня все подвергается самоцензуре»

Недавно в сети попался удивительный проект — Librarium.fr. По сути, это библиотека журналов, изданных эмигрантами и для эмигрантов в Западной Европе. Потратив (с большим удовольствием, кстати) доволно продолжительное время на просмотр журналов, мы решили задать несколько вопросов основателю проекта Фёдору Сумкину.

Снимок экрана 2012-12-17 в 11.59.30

Как родилась идея проекта? Почему именно вам эта тема интересна? Как вы набирали людей в команду проекта?

Родилась совершенно случайно. Мне по работе иногда приходится бывать в библиотеках и архивах. Однажды нашел журнал «Иллюстрированная Россiя», с него все и началось. А что касается темы эмигрантских журналов… Мне всегда была интересна тема двух революций в 1917-м, гражданской войны и межвоенного времени. Кроме того, я живу в Париже, в 1920-х он был центром русской эмиграции, сама обстановка располагает — сидишь в кафе и представляешь, как за соседним столиком сидели Георгий Иванов и Георгий Адамович, подшучивали над Бальмонтом и на последние деньги заказывали шампанское.
Команда нашего проекта набиралась медленно, сначала мне повезло найти программиста и первых помощников для обработки журналов. Просто писал посты в ЖЖ, в Твиттере. Название «Либрариум» в самом конце появилось, когда команда была уже собрана и сайт сделан.

Кто ваши основные источники по журналам? Откуда вы берёте журналы? Они к вам попадают сразу же в оцифрованном виде или вы их сами цифруете?

Ну вот из архивов и библиотек и берем. Сам хожу с фотиком и от корки до корки каждый номер аккуратно фотографирую. С 2008 года во Франции разрешается снимать в любых библиотеках. С условием соблюдать закон «о добросовестном использовании», т.е. исключительно для просветительных целей без коммерческого использования. Собственно, что мы и делаем — способствуем распространению забытых и неизвестных страниц нашей истории и культуры.

Планируются ли какие-то оффлайновые проекты в рамках Librarium? Выставки обложек, какие-то мероприятия, клубы, встречи? Или это только сетевой проект? Какое будущее у проекта, на ваш взгляд?

Планируем пока в Париже организовывать выставки и встречи. Но это когда готовых материалов станет больше. Нам еще и года нет, мы открылись 10 мая 2012 года, из запланированного нам удалось выложить на сайт примерно 5%. И это только те журналы, к которым у нас есть доступ. Еще в Париже было несколько ежедневных газет, но пока нам бы с журналами справиться. Команда у нас небольшая, все работают в свободное время, за что ребятам огромное спасибо! Как раз от наших добровольцев и зависит будущее проекта. Чем больше будет толковых помощников, тем больше журналов мы сможем обработать. Это ведь целый пласт русской культуры, искусства и истории, малоизученный и всеми забытый.

В чём, на ваш взгляд, принципиальное отличие современного подхода к дизайну журналов от того подхода, который был в начале прошлого века? И почему винтаж, ретро, олдскул так популярны сейчас?

Спасибо за отличный вопрос, сам часто над этим думаю. Вынесем за скобки тот факт, что тогда дизайнеры были ограничены технически — сейчас за пять минут в Фотошопе можно создать те вещи, на которые раньше несколько дней тратили. Это все лишь инструменты. Главное отличие, если мы говорим об отечественном дизайне, в том, что тогда у людей было больше внутренней свободы, и они не стеснялись самовыражаться, сегодня все подвергается самоцензуре и загоняется в рамки «можно/нельзя». Отсюда, на мой взгляд, популярность винтажа и олдскула, глазу приятно смотреть на все это разнообразие, дерзкие и смелые решения на любые темы.

Проект «Либрариум» ищет толковых специалистов со знанием Фотошопа для обработки и реставрации материалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.